12 Mayıs 2012 Cumartesi

«Праздник нужно всегда носить с собой»


Сима Эннаги. Субботние заметки

12 мая 1950 года Эрнест Хемингуэй в журнале  «The New Yorker»  подвел итоги своих литературных боев: «Я начал очень спокойно и любил Тургенева. Упорно тренируясь, я сумел победить Мопассана. Дважды я бился вничью  со Стендалем, и, думаю, в последний раз был лучше его. Но никто не заставит меня выйти на ринг с Толстым, если я только не сойду с ума».
Эрнест Миллер Хемингуэй – классик американской художественной литературы, лауреат Нобелевской премии 1954 года имел большое влияние на общественные умы. Его писательский талант и харизма  всегда привлекали к нему внимание, обожание и зависть. Внешне благополучный как писатель, Хемингуэй  внутренне был беспокойным и недовольным собой. Он любил женщин, охоту и рыбалку, много путешествовал.  
Жизнь Хемингуэя была полна побед и поражений. Он пережил две авиакатастрофы, четыре автомобильные аварии, пять войн. Судьба словно насмехалась над ним, бросая в пучину бед, и вызволяя его оттуда. Можно сказать, что он был баловнем судьбы, если каждый раз смерть отступала и снова ждала своего момента. Что же заставило писателя покончить жизнь самоубийством в 1961 году, когда ему было всего 62 года?  Человек, многократно вырвавшийся из цепких когтей смерти, сам, по своей воле, ушел из жизни.
 В Хемингуэе всегда жили два человека: один внимательный и дисциплинированный творец, не встающий из-за машинки, пока не напишет нужное количество слов, и другой — охотник и рыболов без страха и упрека, который восторгался пойманной меч-рыбой больше, чем первый — опубликованным романом или полученной премией. Но один не мог жить без другого. Второй не мог спокойно стрелять куропаток, если первый не был полон замыслов о грядущих книгах.  
Эрнест вырабатывает свои творческие принципы. Писатель — прежде всего внимательный наблюдатель жизни. «Даже если вы убиты горем, стоя у постели умирающего отца, вы должны замечать все, до последней мелочи, пусть даже это причиняет вам страдания». Из наблюдения за деталями рождался знаменитый хемингуэевский принцип айсберга (недосказанность). Герои — мужчина и женщина — могут сидеть в баре и говорить о малозначимых вещах вроде марок вин, и лишь случайно брошенное слово, жест, дрогнувший голос указывают на то, что оба переживают трагедию. 
Когда вышла небольшим тиражом вторая книга Хемингуэя «В наше время», многие были шокированы откровенно натуралистическими подробностями некоторых рассказов. Отец Эрнеста упрекал его в письме: «Порядочные люди не обсуждают свои венерические болезни нигде, кроме кабинета врача». Такое неприятие его творчества задело Эрнеста, но он упорно продолжал писать весь день, несмотря на полуголодное существование. «Будь я проклят, если напишу роман только для того, чтобы обедать каждый день», - говорил он.
И труды писателя были высоко оценены – в 1954 году за повесть «Старик и море» ему была присуждена Нобелевская премия по литературе . Но слава и ажиотаж вокруг своего имени сильно утомляли Хемингуэя; он говорил, что слава – сестра смерти. Неудовлетворенность собой, алкоголизм,  неверие в свои силы увеличивали пессимизм писателя и угнетали его. Известная фраза Хемингуэя, что «праздник нужно всегда носить с собой»,  в какой-то момент его жизни потеряла свое магическое значение…


Hiç yorum yok:

Yorum Gönder