Сима Эннаги. Субботние заметки
14 апреля родился французский философ и исламовед, авторитетный ученый-исследователь суфийской мистики Анри Корбен (1903-1978) . В 19 лет он получил диплом по схоластической философии в Париже. В 1928 году Корбен встретил Луи Массиньона, директора исламских исследований в Сорбонне, который познакомил его с работами иранского поэта и мистика 12 века Сухраварди, которые оказали большое влияние на формирование его мировоззрения. В 1939 году он отправился в Стамбул собирать манускрипты для критического издания Сухраварди. В 1945 году Корбен в первый раз посещает Тегеран, где он преподает в Тегеранском университете. Он изучал и переводил труды таких мыслителей, как Ибн Араби, Мулла Садри и пр.
Долгие годы изучая суфийскую литературу, Анри Корбен утвердился в мысли, что в человеке сосуществуют Свет и Тьма, Добро и Зло. Когда мы говорим, что Солнце встаёт на востоке, наши слова относятся к свету дня, сменяющего ночь. Свет, занимающийся на востоке, и свет, меркнущий на западе, — таковы два знамения сущностного выбора между миром. Вот и человек на протяжении всей своей жизни решает эту двойственную задачу – идти к Свету, или во Тьму…
Соединение в человеке божественного и сатанинского обусловлено тем, что сознание постоянно находится на грани Света и Тьмы. Ведь что такое свет (день) разума? Это рациональные нормы, готовые решения, это готовые рецепты прошлого опыта. Поэтому человеку легко жить со своим Днем, в своем Дне, хотя эта легкость только кажется легкой. А ночью, когда ослабевает свет разума, и на арену выходит Тьма бессознательного, человек вдруг обнаруживает ложность дневных аксиом, норм и решений. И тогда человек понимает, что навязанная ему история не есть история духовного человечества, что эта история – история, полная не Света, но Тьмы.
В начале декабря 2009 года вышла в свет книга Анри Корбена «Световой человек в иранском суфизме». Его другая работа - «История исламской философии», без преувеличения, впервые открыла для западного читателя безграничный мир исламской религиозно-философской мысли. Ему удалось совместить мистические истины подлинного Ислама и рациональный язык западной культуры.
В книге «Световой человек в иранском суфизме», как это явствует из названия, рассматривается феномен светового чело¬века в мистицизме вообще и иранском суфизме в частно¬сти. «Световой человек» - это, согласно Корбену, наш небес¬ный или духовный двойник, «свидетель в небе» и «сокрытый наставник», то есть пребывающая в каждом из нас частица света, которая стремится соединиться со Всеобщим Светом, с Полюсом. Дорога к Свету пролегает через воспитание в себе внутреннего человека, выступающего своего рода отблеском Абсолюта.
Вот почему для разъяснения Света и Тьмы в исламской философии утверждается термин «хакикат». Это слово несет в себе смысл божественных Откровений, другими словами, оно является стержнем сущностного и духовного. Хакикат требует Проводников, Инициаторов, которые ему следуют; ее миссия заключается в сохранении и спасении духовного смысла божественных Откровений, т.е.тайного, эзотерического смысла.
Нашел ли сам Корбен этот эзотерический смысл для себя? Нашел. Его вера – это вера в ангела, несущий Свет, который наполняет сердца божественной любовью.
Hiç yorum yok:
Yorum Gönder