3 Mart 2012 Cumartesi

Властелины слова

Сима Эннаги. Субботние заметки

3 марта - Всемирный день писателя, который отмечается по решению 48-го конгресса Международного Пен-клуба, состоявшегося 12-18 января 1986 г.
Кто такой писатель? Это тот, кто не просто пишет тексты, а творит. Воздействует на умы и души. А как же становятся писателями? По-разному. Кто-то пишет в юном возрасте и не утрачивает свой творческий пыл долгие годы; кто-то становится писателем в зрелые годы, пройдя огонь, и воду, и медные трубы на дорогах жизни. Писатели пишут, многократно переписывают свои тексты, добиваясь ювелирной точности слова и смысла, мучаются, страдают. Они добиваются успеха и разочаровываются в жизни. Написать текст (книгу) – не просто. Надо пропустить все прожитое, или задуманное через сердце, через душу, через невероятное напряжение ума. Гоголь отмечал: «Если мысли писателя не обращены на важные предметы, то в нем будет одна пустота. Надобно любовью согреть сердца; творить без любви нельзя».
Раньше писательство считалось сугубо мужским делом. Именно поэтому женщины-писательницы скрывались под мужскими псевдонимами. Так появились Жорж Санд (Аврора Дюпен, Франция), Джордж Эллиот ( Мери Энн Эванс, Англия), Каррер Белл (Шарлотта Бронте, Англия), Ал.Алтаев (Маргарита Ямщикова, русско-советская писательница), Марко Вовчок (Мария Вилинская, Украина).
К внешности писателей нет и не было конкретных требований – писатель мог быть одет по последней парижской моде, а может выглядеть, как оборванец; пахнуть одеколоном или вчерашним перегаром; быть высоконравственным человеком или вести разгульный, асоциальный образ жизни. Личность писателя и его творчество всегда находились в конфронтации. Раньше требовалось, чтобы писатель в совершенстве владел литературным языком, умел передавать в своих текстах мысли, чувства и настроения, а самое главное – писатель должен был знать, что такое текст и как он выглядит. Но в конце ХХ века в литературе настала пора экспериментов – игр со словами и текстами. Стало возможным все – высокий литературный слог сменился молодежным сленгом, вечные темы и высокие чувства опошлились, текст произведения стал похож на абракадабру из сложных заумных метафор…
Сейчас очень многие считают себя писателем - и графоманы, и авторы методических пособий, поучающих нас как выйти замуж за 2 месяца, стать миллионером за 10 дней, как помолодеть, исцелиться, устранить соперницу, заарканить мужика, стать счастливым… и все это в очень короткие сроки.
Владимир Жуков, автор книги «Как стать писателем за 60 минут» говорит, что «грань между профи и со всеми остальными размыта. Стать писателем сегодня может быть каждый, так как из-за девальвации некогда высокого слова писатель стал считаться просто литератором», то есть человеком, который пишет. А что он пишет и как, это волнует уже немногих.
Творческий человек – особенный человек, порой человек со странностями. Чтобы увеличить творческий пыл и настрой, многие писатели прибегали к особым ритуалам, которые, скорее всего, были определены опытным путем. Так, например, Чарльз Диккенс спал головой на север, и когда писал, садился лицом к северу; у лорда Байрона было четыре гуся, которые везде следовали за ним; Бальзак запирался в комнате, закрывал все ставни, писал при свечах по 18 часов в сутки и пил по 50 чашек кофе без молока и сахара; Жюль Верн выписывал интересные научные факты на специальные карточки (у него за долгие годы накопилось более 20 тысяч таких карточек); Эрнст Хемингуэй писал только по утрам по 500 слов в день (свою странность он объяснял так: «Я пишу одну страницу шедевра и 900 страниц дерьма. И дерьмо я пытаюсь поместить в корзину для бумаг»).
Да, трудно быть писателем в наше время. Гонораров нет, или они ничтожно малы, тиражи – микро-, а требования издателей и читателей – макроскопические. «Хлеба и зрелищ (то бишь, «развлекухи»)!» требует нынешний читатель, ставший уже виртуальным в силу распространения электронных книг. И на арену выходят писатели, которые дурманят головы читателей аргентинскими страстями, ангелами, другими магическими существами, альтернативной историей, которая и не история вовсе, а самая оголтелая фантазия автора, вскормленная каким-то далеким историческим событием.
Но есть еще фанатики своего дела – это те писатели, которые, не обращая внимания на веяния моды и читательского вкуса, пишут свое, сокровенное, идущее из самых глубин любящего сердца. И именно для таких писателей реальный мир – это настоящая сказка, полная волшебства и тайны, с которой надо познакомить каждого из нас. Во всяком случае, писатели к этому стремятся. И не важно, пишут они простой ручкой на бумаге, или стучат на клавиатуре . Важно другое – чудесная встреча с новыми мирами, которые скрыты от нас, читателей, но открыты писателю. Как отметил А.Чехов, настоящий писатель – это то же, что и древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.

Hiç yorum yok:

Yorum Gönder